Объективных и субъективных причин, по которым водители проводят тонирование стекол своего автомобиля, достаточно много. В первую очередь тонировка значительно снижает уровень вредного УФ-излучения как на водителя, так и на пассажиров. Во-вторых, в солнечную погоду тепловые лучи не так прогревают обивку салона, что уменьшает их выгорание и, соответственно, сохраняет «товарный вид» автомобиля. В-третьих, благодаря тонировке удается снизить уровень негативного воздействия ослепляющего и утомляющего водителя света фар от встречных автомобилей.

Не менее важной при правильной тонировке оказывается повышение теплоизоляции салона автомобиля и повышение безопасности водителя и пассажиров, что достигается благодаря удерживанию пленкой осколков стекла в случае аварии. Наконец, тонированные стекла — лучший способ защитить полезное пространство салона и размещенное в нем дорогостоящее оборудование от любопытных взглядов прохожих и других водителей.

Перечисленные преимущества переводят тонированную пленку из разряда декоративных элементов тюнинга в разряд элемента базовой комплектации автомобиля, предлагаемого ведущими автопроизводителями.

Тонировка и законодательство

В соответствии с Законом Украины о дорожном движении, ПДД Украины и ГОСТом 5727-88, степень затемнения стекол автомобиля жестко регламентируется. Для того, чтобы инспектор ДАИ не взыскал с вас штраф за несоответствующую нормам тонировку, стоит ознакомиться, по крайней мере, с основными требованиями буквы закона. В соответствии с пунктом 31.4 правил дорожного движения Украины: «Запрещается эксплуатация любых транспортных средств при наличии нижеперечисленных несоответствий и неисправностей:

п. 31.4.7 … в) когда на стекло нанесено покрытие, ограничивающее водителю обзор, и снижающее его прозрачность. Дополнение. В верхней области ветрового стекла автобуса или автомобиля может быть нанесена прозрачная цветная пленка. Допускается тонирование стекла (кроме зеркальной пленки) пленками, светопропускающая способность которых соответствует требованиям, перечисленным в ГОСТ 5727-88. На боковых окнах автомобиля разрешается использовать занавески».

Другими словами, правила, регламентирующие «правильную» тонировку, определены ГОСТом 5727-88. Согласно пункту 2.2.4 этого документа, светопропускающая способность тонированных стекол должна быть не менее:

  • 75% — для ветрового стекла (ветровым называется стекло, используемое для остекления переднего проема автомобиля);
  • 70% — для не ветровых стекол, входящих в нормативное переднее поле обзора (переднее поле обзора — обзор через переднее и боковые стекла кабины, расположенные в поле зрения водителя — это 180° в горизонтальной плоскости);
  • до 100% — для прочих не ветровых стекол.

Таким образом, светопропускающая способность при тонировке не ветровых стекол не нормируется. Стекла со светопропускающей способностью менее 70% подлежат дополнительной маркировке «V».

Ветровые стекла, тонированные по всей площади, не должны искажать точное восприятие желтого, белого, зеленого, красного и голубого цветов.

Проверка правильности тонировки инспектором

Останавливать автомобиль «по своему желанию» и проверять на месте правильность тонировки стекол сотрудник ДАИ не в праве, поскольку оценить степень светопропускной способности стекол автомобиля можно только:

  • в случае его постановки на учет;
  • в процессе прохождения техосмотра;
  • на стационарных постах полиции сотрудниками технадзора.

Вместе с тем, сотрудник полиции вправе потребовать от водителя проехать с этой целью до ближайшего стационарного поста, имеющего в своем распоряжении мобильную лабораторию или же до специализированного пункта инструментального контроля.

Проверка светопропускной способности ответственных стекол автомобиля осуществляется при помощи специально приспособленного для этой цели измерительного оборудования в соответствии с требованиями ГОСТ 27902-88 при выполнении жестких условий:

  • при температуре воздуха 20±5°С;
  • при давлении 80…106 кПа;
  • при относительной влажности воздуха 60±20%.

Самым распространенным и популярным среди используемых сегодня тауметров на дорогах Украины и стран СНГ можно признать портативный прибор «Блик». Согласно инструкции, «Блик» не может быть использован в морозную или дождливую погоду. Время суток на точности измерения никак не отражается. Подключаясь к автомобильному прикуривателю при напряжении 12±6В, «Блик» достаточно точно замеряет интенсивность светового потока, пропущенного (не удержанного) стеклом.
Водитель вправе потребовать у инспектора сопроводительную документацию на измерительный прибор и убедиться, что он полностью соответствует требованиям статьи 9 Закона Украины «Про метрологию и метрологическую деятельность». При возникновении сомнений в объективности результатов измерений водитель вправе подать жалобу (написать Заявление) в предписанную инстанцию в течение 10 дней с момента проведения замеров.

Создание для водителя оптимальных условий перевозки грузов и пассажиров для администрации компании-перевозчика — не менее важный аспект, чем установление систем контроля топлива, оповещения и слежения. И искренняя забота о своем персонале зачастую оказывается значительно действеннее, чем самые совершенные системы контроля.

MapOn — лучшие решения европейского уровня!