Работа двигателя — это вечный компромисс между множеством параметров, норм, потребностей и возможностей. С точки зрения потребителя, требования к двигателю своего автомобиля часто тоже оказываются взаимоисключающие. Хочется выжать максимальную мощность, большой и равномерный крутящий момент, сохранив изначальную надёжность и максимальный ресурс. При этом у водителя сохраняется естественное желание заправлять автомобиль самым экономичным топливом и расходовать его как можно меньше. Но на практике увеличение потенциала одних параметров всегда влечет за собой ухудшение других. Но, при профессиональном подходе, из правила можно и нужно делать исключения.

Возможности чип-тюнинга двигателя

Чип-тюнинг — самый доступный и простой способ оптимизировать параметры двигателя при минимуме финансовых и временных затрат. Основные критерии для разработчиков ПО для контроллеров, которыми комплектуются системы впрыска — ресурс двигателя, экономичность и токсичность выхлопа. Для достижения желаемого эффекта достаточно изменить некоторые параметры программы управления впрыском. Оптимизировав этот параметр, вы сможете несколько улучшить поведение автомобиля, сделав его более предсказуемым, удобным в управлении и экономичным, чем штатная серийная модель.

Профессионально проведенный чип-тюнинг позволяет ощутимо улучшить рабочие параметры режима холодного пуска и холостого хода, снизить температуру работающего вентилятора в системе охлаждения, свести к минимум влияние ошибок, допущенных разработчиками серийных версий ПО.

Для двигателей с увеличенным объемом, измененными впуском и выпуском профессиональный чип-тюнинг необходим по определению. Благодаря индивидуальной для каждого двигателя программе оптимизации всех ключевых параметров управления потенциал форсированного двигателя удается использовать по-максимуму.

Примеры чип-тюнинга двигателя

Примером простейшего чип-тюнинга может служить перепрошивка устаревшего заводского ПО на последние версии программы. В общем случае коррекция (оптимизация) программ работы исполнительных устройств, управляемых ЭБУ достигается за счет изменения данных ПЗУ (калибровки). Изменения параметров мощности (в среднем на 5-8%) удается достичь за счет корректирования:

  • настроек угла опережения зажигания;
  • длительности времени впрыска;
  • отключения или изменения режимов работы систем контроля токсичности выхлопных газов;
  • числа оборотов холостого хода;
  • максимально допустимого числа оборотов двигателя и др.

Чип-тюнинг двигателей с турбонаддувом, установленных во многих иномарках и ориентированных на жесткие параметры экологических норм позволяет без особых проблем увеличить мощность двигателя на 20% и более. Но если максимальная мощность для ежедневной езды редко играет решающую роль, то такие параметры, как эластичность двигателя и крутящий момент однозначно стоит оптимизировать. И поможет в этом простейший, профессионально проведенный чип-тюнинг.

Атмосферный тюнинг двигателя

При выполнении атмосферного тюнинга стремятся достичь:

  • уменьшения сопротивления газораспределительного механизма;
  • увеличения насосной мощности агрегата;
  • качественной оптимизации продувки цилиндров.

Как указывалось в начале, вне зависимости от типа тюнинга, главное условие успешного решения поставленной задачи — достижение сбалансированности и согласованности работы всей системы.

Наддувный тюнинг

Поскольку мощность двигателя определяется количеством топливно-воздушной смеси, которую он в состоянии преобразовать из тепловой энергии в кинетическую в единицу времени, увеличение объема смеси повлечет за собой пропорциональное увеличение мощности. Результат достигается за счет изменения разницы давлений воздуха, создаваемого двигателем и нагнетателем. При этом насосная мощность самого мотора для получения ощутимого результата оказывается не столь существенной. Для получения максимального эффекта пропускную способность газораспределительного механизма ДВС следует увеличить.

Одно из важнейших условий в каждом тюнинге двигателя — точное представление конечной цели и использование деталей и механизмов, способных обеспечить сбалансированность и согласованность итоговой конфигурации.

Мониторинг работы двигателя

Усовершенствовать систему контроля за автотранспортом и работой двигателя можно, установив, помимо систем слежения, оповещения и контроля топлива дополнительное датчики. Это могут быть, к примеру, датчики работы двигателя и датчики моточасов, позволяющие зафиксировать точное время работы двигателя.

Современные датчики моточасов и работы двигателя просты в установке, доступны по цене и надежны, эффективно справляются со своей основной задачей — контроля эффективности рабочего процесса. Множество полезной информации, которую позволяют собрать такие датчики, оказывается полезным при проведении впоследствии тюнинга рабочих параметров двигателя.