Основной причиной вибрации автомобиля можно считать влияние центробежных сил, возникающих в связи со значительной массой движущихся элементов или вследствие дисбаланса вращающихся узлов. Дисбаланс — это неуравновешенность деталей, возникающая вследствие неравномерности распределения ее массы при несовпадении центра детали и ее оси вращения. В свою очередь общий дисбаланс узлов и агрегатов автомобиля становится следствием неуравновешенностей, возникающей в процессе работы их отдельных элементов.

Причина дисбаланса может быть конструктивной, т. е. обусловленной особенностями конструкции детали. Так, к примеру, необходимость балансировки колеса может быть связана с неуравновешенностью обода шины, возникающей из-за вентиля для ее накачки, сообщающего ободу некоторую локальную дополнительную массу.

Дисбаланс может возникнуть и в связи с технологическими причинами, возникающими вследствие отклонений размеров и параметров деталей в допустимых пределах. Такие допуски необходимы, поскольку отдельные элементы должны быть взаимозаменяемы, доступны для ремонта и изготовления. В отдельных случаях после завершения сборки узла или агрегата отдельные неуравновешенности суммируются, приводя к вибрации при вращении. Распространенной причиной дисбаланса могут стать определенные эксплуатационные особенности детали:

  • неравномерность износа;
  • деформации различного характера;
  • случайные дефекты и пр.

Балансировка — один из способов уменьшения и устранения вибрации автомобиля

Устранить вибрацию на 100% весьма проблематично, но, при условии использования современного профессионального оборудования и определенного опыта, значительно снизить ее уровень вполне реально. Для этой цели используют метод балансировки. Суть метода в определении самого тяжелого участка детали и величины утяжеления, приводящего к дисбалансу и устранения дисбаланса за счет добавления «недостающей» массы на облегченную сторону или, напротив, устранения избытка массы на тяжелой стороне.

Основные способы балансировки

Статический способ балансировки предполагает процедуры коррекции веса при отсутствии вращения детали. Статическая балансировка не предполагает использования специализированного оборудования и может быть выполнена в условиях домашнего гаража. Полностью устранить дисбаланс статическим методом практически невозможно. Такой способ оказывается предпочтительнее для балансировки коротких и простых деталей относительно большого диаметра: маховиков двигателей, дисков сцепления и др.
Динамический метод балансировки проводится в условиях принудительного вращения детали на специальном балансировочном стенде. Такой способ позволяет полностью устранить все виды дисбаланса, включая дисбаланс жестких деталей различных форм и размеров — к примеру, карданного вала и коленвала. Точность проведения операции динамической балансировки гарантируется благодаря автоматизированному управлению процессом, исключающему человеческий фактор.

В том случае, если детали, которые стали причиной вибрации достаточно легко доступны, то вместо сложного ремонта их можно заменить на аналогичные кондиционные. С другой стороны уровень вибрации в некоторых случаях оказывается настолько незначителен, что работы по его устранению оказываются неоправданны и самым разумным решением станет замена вибрирующего элемента в процессе проведения планового ремонта агрегата. В данном случае вступает в силу фактор экономической целесообразности проведения балансировки.

В процессе ремонта и установки новых деталей в таких сложных узлах, как двигатель, обязательна проверка баланса деталей до проведения окончательной сборки. В противном случае может потребоваться повторная разборка и сборка всего агрегата.

Будучи владельцем автотранспортного предприятия вы можете установить на своем автомобиле самую совершенную спутниковую систему контроля за автотранспортом, автоматизировать систему отчетов, максимально снизить расходы топлива, но без устранения вибрации и других накопившихся технических проблем с автопарком вы никогда не сможете оставаться до конца уверены в том, что груз будет доставлен вовремя, в целости и сохранности.

MapOn — передовые системы спутникового GPS-мониторинга.