С ростом стоимости энергоносителей вопрос сокращения потребления топлива на предприятиях, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками, приобретает все большее значение. Для выяснения возможностей такого сокращения необходимо остановиться на причинах, негативно влияющих на объем потребления топлива. Главными факторами влияния, вне зависимости от специфики автотранспортного средства, становятся:

  • аэродинамика;
  • состояние дорог и погодные условия;
  • человеческий фактор;
  • технические проблемы.

Кратко остановимся на каждом из рассматриваемых факторов.

Аэродинамика

Поскольку с увеличением скорости движения автомобиля растет коэффициент аэродинамического сопротивления самого автомобиля и сопротивление, создаваемого потоком встречного воздуха, то с ростом скорости будет увеличиваться и расход горючего. Пр этом элементы дополнительного тюнинга — багажник на крыше, антикрылья, юбки, спойлеры — создают дополнительное сопротивление встречного потока и увеличивают расход топлива.

Состояние дороги и погодные условия

При снижении температуры воздуха процесс прогрева двигателя осуществляется дольше, что неизбежно приводит к увеличению расхода топлива в режиме прогрева. Таким образом, с понижением температуры объем расходуемого топлива неизбежно возрастает. Возрастает расход топлива и на некачественных дорогах, а также на заснеженных и мокрых дорогах. Причиной этому становятся увеличение трения качения и вынужденные пробуксовки на скользких трассах.

Неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства

Некорректное обслуживание автомобиля (прим. — установка низкопрофильных шин с широким протектором, неоправданное использование зимних шипованных шин и пр.) — еще одна причина, приводящая к существенному повышению расхода топлива. Так, старые свечи зажигания могут привести к росту расхода топлива на 5%, а использование загрязнившегося воздушного фильтра — на 10%. Неисправность системы управления двигателем добавит к расходу не менее 50%, а тормозной системы с отклонениями узлов развала и схождения — от 5 до 15%. Постоянная перегруженность багажника автомобиля вещами не первой необходимости увеличит его вес и, как следствие, расход топлива на 4-6%.

Говоря о человеческом факторе, следует упомянуть необдуманный маршрут следования, увеличивающий протяженность поездок, специфический индивидуальный стиль вождения (интенсивные разгоны и торможения, частые неоправданные прогревы двигателя в зимнее время и пр.), а также маршруты, изобилующие пробками.

Минимизация расхода топлива при помощи систем GPS-мониторинга MapOn

С техническим состоянием автотранспорта и аэродинамическими характеристиками автомобилей, числящихся на балансе автотранспортного предприятия, как правило, все в относительном порядке. Значительно сложнее проконтролировать увеличение расхода топлива вследствие неблагоприятных погодных условий и человеческого фактора. В первую очередь неоправданные расходы связаны с непрофессиональными действиями водителей или умышленным злоупотреблением доверием руководства.

Оптимальный способ организовать отлаженную и эффективно действующую систему контроля расходуемого топлива и его рационального использования — задействовать возможности современных автоматических систем GPS-мониторинга MapOn. Отслеживание динамики изменения количества топлива в баке в процессе эксплуатации грузовых и пассажирских ТС помогут предотвратить его несанкционированный отлив, недолив или хищение.

Благодаря данным GPS-мониторинга аналитики получают возможность разработки оптимальных схем логистики и определения маршрутов, наиболее выгодных с экономической точки зрения. Особо эффективна систем GPS-трекинга на предприятиях, осуществляющих грузовые автоперевозки, предоставляющих услуги большегрузной строительной техники.