Учет пассажиропотока

Учет пассажиропотока — важнейшая составляющая при оценке эффективности работы любого автотранспортного предприятия. Очень важной эта информация оказывается и при проведении планирования мероприятий, направленных на увеличение привлекательности предоставляемых услуг и оценке рентабельности бизнеса в целом.

Современные системы учета пассажиропотока, работающие с использованием принципов GPS-мониторинга, успешно справляются со своей основной задачей при перевозке пассажиров городского наземного транспорта — маршрутных такси, автобусах и троллейбусах.

Зачем нужна система учета пассажиропотока?

Как и любая система контроля, система учета пассажиропотока позволяет получить объективные (а не сообщенные водителем) данные о фактическом количестве перевезенных пассажиров. Установив на своем транспортном средстве подобную систему и проведя контрольный замер в течение некоторого времени, перевозчик получает возможность значительно более точно оценить эффективность маршрута и составить отражающий реальную ситуацию план выручки.

В связи с недостатком информации о возможностях, которые раскрываются благодаря автоматизации учета перевозимых пассажиров, многие владельцы АТП по старинке продолжают доверять «обилечивание» штатным контролерам. Вместе с тем, такое решение в большинстве случаев далеко от оптимального, поскольку предполагает махинации и просчеты с их стороны. Кроме того, контролер задействован на маршруте ограниченное время и работает не бесплатно. Как результат — существенное снижение эффективности работы и утвержденных планов, которые можно расценивать как прямые убытки предприятия.

Установка системы GPS-мониторинга пассажиропотока позволяет:

  • обеспечить при необходимости эффективный учет числа перевезенных пассажиров 24 часа в сутки;
  • получить наглядные и информативные отчеты и графики, с большой степенью точности отражающие реальную;
  • оценить эффективность перевозок на рассматриваемом маршруте;
  • повысить эффективность планирования бизнеса.

Как это работает?

Среди самых распространенных способов организации системы учета пассажиропотока можно назвать:

  • системы учета с датчиком-ступенькой;
  • системы учета с инфракрасными датчиками;
  • системы учета с датчиком открывания дверей.

Система учета пассажиропотока с датчиком-ступенькой комплектуется датчиком, выполненным в виде ступеньки. Имея толщину всего 5 мм, датчик крепится к входной ступеньке под резиновое покрытие. Вариант комплектации датчиком открытия дверей позволяет вести подсчет только во время входа и выхода пассажиров.

GPS-система учета пассажиров с инфракрасным датчиком

Другим популярным вариантом комплектации является система, использующая в качестве регистрирующего элемента инфракрасные датчики, устанавливаемые в верхней части дверного проема. Объединение датчика и GPS-терминала с возможностью оперативной передачи и обработки информации позволяет получить единую эффективную систему тарифицированного или не тарифицированного учета пассажиропотока.

При организации системы не тарифицированного контроля подсчет числа перевезенных пассажиров ведется по времени (к примеру, посуточно). При организации тарифицированного учета пассажиров их подсчет на маршруте ведется с учетом действующего тарифа. Установка систем не тарифицированного учета оправдана в случаях, когда стоимость проезда не зависит от расстояния и остается фиксированной.

Недостатки

Разумеется, несмотря на существенное повышение эффективности от внедрения системы мониторинга пассажиропотока, не один из описанных типов не в состоянии гарантировать 100%-ю точность показаний. Это связано со многими объективными факторами — пассажирами, не выходящими на конечных остановках, пассажирами, сходящими на остановках для того, чтобы пропустить других и поднимающиеся затем обратно, «внештатных» остановках в произвольных местах и т. д.

Вместе с тем, по итогам проведенных испытаний систем учета в реальном режиме времени эффективность работы предприятия, выраженная в материальном эквиваленте, после внедрения системы в среднем возрастает на 25-27%. Эта цифра значительно возрастет при комплексном внедрении современных автоматизированных систем слежения, контроля топлива и др.