Самый простой и малозатратный, на первый взгляд, метод контроля топлива — расчет предполагаемого расхода путем введения в диспетчерское программное обеспечение нормативных значений с учетом типа транспортного средства с автоматизированной системой слежения за транспортом (GPS-трекером). После умножения программой нормативного расхода на пробег, измеренный спутниковой системой, будет получен результат, равный расходу топлива за интересующий период времени.

Несмотря на кажущуюся простоту и эффективность такого способа контроля топлива, зафиксировать время, место и объем дозаправок и сливов он не позволяет, а значит, оставляет водителю множество шансов заработать на доверии руководства.

Преимущества цифровых датчиков контроля уровня топлива (ДУТ)

Значительно более точный метод контроля предполагает подключение к GPS — системе слежения за транспортом датчика уровня топлива (ДУТ). Здесь также возможны варианты, которые обеспечивают различную степень точности измерений. Самое простое — подключиться к штатному датчику топлива, что можно осуществить без всякого вмешательства в топливную систему. При всей внешней простоте, такой способ контроля демонстрирует значительную погрешность измерений. Вторым недостатком такого решения становится естественный износ штатного ДУТ, влекущий со временем за собой значительное снижение точности измерений.

Достоинства такого решения — возможность контроля уровня, как бензина, так и дизтоплива, а также возможность контролировать факты, места и время заправок/сливов. Если рассмотреть рабочий график работы штатного ДУТ, видно, что разброс всплесков зачастую настолько велик, что математические алгоритмы обработки при сглаживании кривой могут «опустить» моменты небольших дозаправок и сливов. Это и происходит в действительности.

Емкостные и ультразвуковые электронные ДУТ

Несравнимо лучший, в сравнении с вышеописанными методами, результат дают электронные (цифровые) емкостные и ультразвуковые датчики контроля уровня топлива. Такие ДУТ не имеют движущихся частей, а значит, не изнашиваются и не увеличивают погрешность измерений со временем. Будучи никак не связаны с топливной системой, они не оказывают на нее никакого влияния. При этом погрешность измерений электронных ДУТ всего 1-2%. В состав цифрового емкостного датчика уровня входят:

  • измерительный зонд;
  • измерительная головка;
  • интерфейсный кабель.

В зависимости от уровня топлива в баке, измерительная головка датчика проводит линейное преобразование емкости зонда в цифровой код уровня имеющегося в баке топлива. Такие ДУТ позволяют осуществлять точный контроль уровня дизельного топлива.

Преимущества емкостных цифровых ДУТ:

  • точность расчетов объема топлива на заправках, при сливах;
  • длительный безремонтный срок эксплуатации;
  • работает автономно от топливной системы;
  • высокая вандалозащищенность;
  • доступная стоимость.

Ультразвуковые датчики уровня состоят из:

  • блока — излучателя сигнала;
  • контрольного блока обработки информации;
  • интерфейсного кабеля.

Ключевым преимуществом цифровых электронных ДУТ этого типа оказывается универсальность. Ультразвуковые датчики, не контактирующие непосредственно с объектом измерения, способны измерять не только уровень дизельного топлива, но и уровень бензина, сжиженного газа, спирта, молока, кислоты и др.

Преимущества ультразвуковых цифровых ДУТ:

  • универсальность, позволяющая проводить точные измерения различных сред;
  • отсутствие контакта топлива с датчиком;
  • возможность точного измерения в больших резервуарах.

Недостаток — вероятное увеличение погрешности измерений вследствие осадка, накапливаемого на дне топливного бака.

Некоторые сложности в процессе измерений возникают вследствие колебаний поверхности жидкости в процессе перевозки. Устранить негативное влияние этого явления позволяют математические алгоритмы программного обеспечения, входящего в состав системы контроля автотранспорта «MapOn».

«MapOn» — надежность, точность, эффективность!